Куда и почем ездили отдыхать российские туристы в 2013 году
26 декабря 2013 в 11:00,Новости СлетатьНа правах рекламы
К такому выводу пришла Аналитическая служба АТОР, сообщила во вторник в ходе пресс-конференции исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Как отработали
По словам Майи Ломидзе, в 2013 году россияне стали с большей осторожностью тратить деньги на путешествия. Если еще в 2011 году за недельный отдых туристы были готовы заплатить 600-1200 долларов на человека, а в 2012 году этот показатель вырос до 2 тысяч долларов, то в 2013 году затраты россиян резко снизились до примерно 700 долларов. Кроме того, в 2013 году выросло количество «бюджетных» туристов (их доля в общем потоке составила до 30%). «Незначительно сократилось количество туристов, покупающих путевки по цене от 2 тысяч евро и более. Их доля теперь составляет примерно 20-22%», - отметила Майя Ломидзе.
Эта тенденция объясняется, как нестабильной экономической ситуацией в России в этом году, так и демпинговыми войнами туроператоров. «Конечно, ценовые войны – плюс для туристов. Но демпинг также способствует их «развращению»: туристы считают, что такие низкие цены можно требовать за высокий сервис на всех направлениях», - отметила Майя Ломидзе.
Наиболее активная борьба наблюдалась на рынке Греции. По итогам года турпоток в эту страну из России вырос на рекордные 68%, но большинство проданных туров не принесли прибыли туроператорам. «Учитывая то, что туристический рынок Греции освоен не более чем на 10%, ценовые войны могут продолжиться и в следующем году», - считает Майя Ломидзе.
Еще один негативный тренд 2013 года – возобновление интереса туристов к турам last minute. Еще в прошлом году тенденция была обратной. Как следствие, глубина продаж по многим направления начала снижаться. В основном, это коснулось наиболее популярных безвизовых направлений, а также тех стран, которые применяют в отношении российских туристов упрощенную визовую процедуру.
Все это не могло не сказаться на финансовом состоянии участников туристического рынка. «Идет процесс естественного отбора, в результате которого больше всего страдают средние и маленькие туроператоры», - отметила Майя Ломидзе. Напомним, что в 2013 году обанкротилось несколько туроператоров, как по выездному, так и внутреннему туризму. По мнению г-жи Ломидзе, в дальнейшем наибольшую роль на туристическом рынке будут играть технологии и возможность туроператора оперативно подстраиваться под запросы туристов.
Наиболее популярные у россиян направления в этом году не изменились. Первое место занимает Турция, которая осенью значительно выиграла за счет революции в Египте. В результате Турция вместо прогнозируемых +5% получила 25% дополнительного потока туристов. Такие страны, как Таиланд, ОАЭ, Индия также получили дополнительных туристов, в том числе за счет «закрытия» Египта. Однако и сам Египет закончил 2013 год с приростом на уровне 15%. До политической нестабильности и «закрытия» страны ожидалось, что рост турпотока составит 40%. Исключение составляет только Китай. Эта страна попала в ТОП-10, но турпоток снизился на 15%.
На что жаловались
С ростом турпотока растет и количество обращений в Правовую службу АТОР. Как сообщила руководитель Правовой службы Надежда Ефремова, за помощью в 2013 году обратились более 700 человек. Около 60% из них были туристами, 35% - представители агентств, 5% - туроператоры.
Большинство обратившихся (17%) жаловались на неисполнение обязательств туристическими компаниями. Речь идет, как о турагентствах, так и о туроператорах. «Часто жалобы касались «забывчивости» представителей турагентств. Например, в агентствах забывали оформить страховку к туру, заказать индивидуальный трансфер. К этой же категории можно отнести жалобы по поводу отелей. Правда, стоит отметить, что зачастую эти жалобы не объективны. Бывает, что туристы ждут от объекта размещения больше, а получают то, за что заплатили», - отметила Надежда Ефремова.
Второе место занимают обращения по поводу отказа от туров. Многие туристы не соглашаются с удержанием туроператоров, несмотря на то, что право удержания «фактически понесенных расходов» закреплено законом. Кроме того, часто туристы не видят разницы между высоким и низким сезоном, а, как следствие, растущим объемом фактически понесенных расходов с приближением «пика» сезона.
Замыкают тройку - обращения в связи с прекращением деятельности туроператоров. «Запросы по этому поводу поступают, как от туристов, так и от туроператоров», - отметила Надежда Ефремова. Наиболее примечательная ситуация, пожалуй, коснулась туроператора «Норд». Компания, поняв, что не может выполнить свои обязательства, направила соответствующие сообщения в страховую компанию. Однако агентствам была дана рекомендация рассчитаться с туристами за свой счет, а затем просить компенсации из средств фингарантии. К сожалению, этот шаг лишил выплат многие агентства: по закону, страховая компания возмещает лишь тот вред, который был нанесен туристам.
Четвертое место занимают жалобы в связи с выплатами страховых покрытий. «Очень многие страховые компании, продавая полисы, включают в них условия, ущемляющие права туристов. Покупаю полис, турист считает, что он защищен как минимум на 30 тысяч евро, а фактически оказывается, что это не так. Мы уже направляли свои предложения по этому вопросу, планируем продолжить работу и в следующем году», - сообщила Надежда Ефремова.
Пятое место – мошенничество на турагентском рынке. К сожалению, количество исчезающих агентств с годами не уменьшается. И если в 2012 году в этой категории лидировал Санкт-Петербург, то в 2013 году из Москвы поступает примерно аналогичное количество обращений в Правовую службу АТОР. Текущее законодательство никак не регулирует деятельность агентского рынка в России. «В 2014 году мы будем вносить инициативы по изменению законодательства», - сообщила г-жа Ефремова.
Кроме того, туристы жаловались на действия авиакомпаний, отельеров. Поступало много запросов относительно «благонадежности» того или иного туроператора.
Прогноз на 2014 год
По оценкам Аналитической службы АТОР, в 2014 году рост выездного турпотока из России составит как минимум 7%. «Уже сейчас туроператоры запустили акции по раннему бронированию. По оценкам наших аналитиков, выпущено около 90 млн ценовых предложений. Количество запросов по самым популярным пляжным направлениям уже сейчас на 25% превышает показатель этого года», - отметила Майя Ломидзе.
Тройка лидеров на 2014 год, по предварительным оценкам аналитиков АТОР, не изменится: Турция, Египет, Таиланд. Далее следуют Испания, Греция, Италия, Кипр, Болгария, Хорватия, Финляндия.
Источник: Ассоциация туроператоров России
Как отработали
По словам Майи Ломидзе, в 2013 году россияне стали с большей осторожностью тратить деньги на путешествия. Если еще в 2011 году за недельный отдых туристы были готовы заплатить 600-1200 долларов на человека, а в 2012 году этот показатель вырос до 2 тысяч долларов, то в 2013 году затраты россиян резко снизились до примерно 700 долларов. Кроме того, в 2013 году выросло количество «бюджетных» туристов (их доля в общем потоке составила до 30%). «Незначительно сократилось количество туристов, покупающих путевки по цене от 2 тысяч евро и более. Их доля теперь составляет примерно 20-22%», - отметила Майя Ломидзе.
Эта тенденция объясняется, как нестабильной экономической ситуацией в России в этом году, так и демпинговыми войнами туроператоров. «Конечно, ценовые войны – плюс для туристов. Но демпинг также способствует их «развращению»: туристы считают, что такие низкие цены можно требовать за высокий сервис на всех направлениях», - отметила Майя Ломидзе.
Наиболее активная борьба наблюдалась на рынке Греции. По итогам года турпоток в эту страну из России вырос на рекордные 68%, но большинство проданных туров не принесли прибыли туроператорам. «Учитывая то, что туристический рынок Греции освоен не более чем на 10%, ценовые войны могут продолжиться и в следующем году», - считает Майя Ломидзе.
Еще один негативный тренд 2013 года – возобновление интереса туристов к турам last minute. Еще в прошлом году тенденция была обратной. Как следствие, глубина продаж по многим направления начала снижаться. В основном, это коснулось наиболее популярных безвизовых направлений, а также тех стран, которые применяют в отношении российских туристов упрощенную визовую процедуру.
Все это не могло не сказаться на финансовом состоянии участников туристического рынка. «Идет процесс естественного отбора, в результате которого больше всего страдают средние и маленькие туроператоры», - отметила Майя Ломидзе. Напомним, что в 2013 году обанкротилось несколько туроператоров, как по выездному, так и внутреннему туризму. По мнению г-жи Ломидзе, в дальнейшем наибольшую роль на туристическом рынке будут играть технологии и возможность туроператора оперативно подстраиваться под запросы туристов.
Наиболее популярные у россиян направления в этом году не изменились. Первое место занимает Турция, которая осенью значительно выиграла за счет революции в Египте. В результате Турция вместо прогнозируемых +5% получила 25% дополнительного потока туристов. Такие страны, как Таиланд, ОАЭ, Индия также получили дополнительных туристов, в том числе за счет «закрытия» Египта. Однако и сам Египет закончил 2013 год с приростом на уровне 15%. До политической нестабильности и «закрытия» страны ожидалось, что рост турпотока составит 40%. Исключение составляет только Китай. Эта страна попала в ТОП-10, но турпоток снизился на 15%.
На что жаловались
С ростом турпотока растет и количество обращений в Правовую службу АТОР. Как сообщила руководитель Правовой службы Надежда Ефремова, за помощью в 2013 году обратились более 700 человек. Около 60% из них были туристами, 35% - представители агентств, 5% - туроператоры.
Большинство обратившихся (17%) жаловались на неисполнение обязательств туристическими компаниями. Речь идет, как о турагентствах, так и о туроператорах. «Часто жалобы касались «забывчивости» представителей турагентств. Например, в агентствах забывали оформить страховку к туру, заказать индивидуальный трансфер. К этой же категории можно отнести жалобы по поводу отелей. Правда, стоит отметить, что зачастую эти жалобы не объективны. Бывает, что туристы ждут от объекта размещения больше, а получают то, за что заплатили», - отметила Надежда Ефремова.
Второе место занимают обращения по поводу отказа от туров. Многие туристы не соглашаются с удержанием туроператоров, несмотря на то, что право удержания «фактически понесенных расходов» закреплено законом. Кроме того, часто туристы не видят разницы между высоким и низким сезоном, а, как следствие, растущим объемом фактически понесенных расходов с приближением «пика» сезона.
Замыкают тройку - обращения в связи с прекращением деятельности туроператоров. «Запросы по этому поводу поступают, как от туристов, так и от туроператоров», - отметила Надежда Ефремова. Наиболее примечательная ситуация, пожалуй, коснулась туроператора «Норд». Компания, поняв, что не может выполнить свои обязательства, направила соответствующие сообщения в страховую компанию. Однако агентствам была дана рекомендация рассчитаться с туристами за свой счет, а затем просить компенсации из средств фингарантии. К сожалению, этот шаг лишил выплат многие агентства: по закону, страховая компания возмещает лишь тот вред, который был нанесен туристам.
Четвертое место занимают жалобы в связи с выплатами страховых покрытий. «Очень многие страховые компании, продавая полисы, включают в них условия, ущемляющие права туристов. Покупаю полис, турист считает, что он защищен как минимум на 30 тысяч евро, а фактически оказывается, что это не так. Мы уже направляли свои предложения по этому вопросу, планируем продолжить работу и в следующем году», - сообщила Надежда Ефремова.
Пятое место – мошенничество на турагентском рынке. К сожалению, количество исчезающих агентств с годами не уменьшается. И если в 2012 году в этой категории лидировал Санкт-Петербург, то в 2013 году из Москвы поступает примерно аналогичное количество обращений в Правовую службу АТОР. Текущее законодательство никак не регулирует деятельность агентского рынка в России. «В 2014 году мы будем вносить инициативы по изменению законодательства», - сообщила г-жа Ефремова.
Кроме того, туристы жаловались на действия авиакомпаний, отельеров. Поступало много запросов относительно «благонадежности» того или иного туроператора.
Прогноз на 2014 год
По оценкам Аналитической службы АТОР, в 2014 году рост выездного турпотока из России составит как минимум 7%. «Уже сейчас туроператоры запустили акции по раннему бронированию. По оценкам наших аналитиков, выпущено около 90 млн ценовых предложений. Количество запросов по самым популярным пляжным направлениям уже сейчас на 25% превышает показатель этого года», - отметила Майя Ломидзе.
Тройка лидеров на 2014 год, по предварительным оценкам аналитиков АТОР, не изменится: Турция, Египет, Таиланд. Далее следуют Испания, Греция, Италия, Кипр, Болгария, Хорватия, Финляндия.
Источник: Ассоциация туроператоров России